ГБОУ СОШ №453
имени Сергея Жукова
Программа
"Воспитание культуры толерантности учащихся"
(План внеклассных мероприятий)
Актуальность проблемы. Цели и задачи программы
Толерантность – терпение к чужим мнениям и верованиям; способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения; положительное отношение к таким отличиям; умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность – уважение, принятое и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений.
Толерантность – это определённая установка сознания, которая объективируется деятельности и общении граждан.
Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, напряжённости в человеческих отношениях, поэтому, воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В жизни мы нередко разными способами (и в семье, и в школе) делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий. В результате оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни, к разным её областям, ценностям.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры.
Программа «Воспитание культуры толерантности учащихся» должна помочь осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
Цель программы – формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.
Задачи:
– создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности учащихся;
– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;
– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;
– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;
– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
– помочь школьникам быть понятыми и признанными.
Программа может быть реализована при помощи следующих форм:
1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Чтение и обсуждение книг.
3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.
5. Посещение музеев, театров, выставок.
6. Беседы, классные часы.
7. Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т.д.).
8. Различные акции.
9. Родительские собрания.
Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения:
– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
– педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства);
– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
№ |
Аспекты толерантности |
Формы реализации |
1.
|
Правовой |
Классные часы: «О правах человека», «Свобода и ответственность»; «Ваши права и обязанности, дети!»; «Каждый должен знать свои права». |
2. |
Нравственный |
Классные часы: «Трудности человеческого выбора»; «Будьте добрыми и человечными!»; «От улыбки станет всем светлей»; правовая игра «Суд над безнравственностью»; психологическая игра «Как научиться прощать?» |
3. |
Семейный |
День семейного общения («Взаимная любовь, взаимные обязанности»); праздник, посвящённый Дню Матери «Милая мама моя»; экспресс-выставка творческих работ учащихся для родителей. |
4. |
Коммуникативный
а) межнациональное общение |
«Как празднуют Новый год в разных странах»; классный час «Мой друг другой веры». |
б) межличностное общение
(я и ты) |
Классные часы: «На чём основано взаимопонимание?», «Умение слушать и слышать другого. Я и ты», «Сотрудничество и сотворчество»; диспут «Что такое понимание?»; сочинение «Письмо моему сверстнику на Украину (во Францию, Африку и т.п.)»; фотоконкурс «Я и мой друг». |
в) межличностное
общение
(я и мы). |
Классные часы «Мы все такие разные», «Этические нормы коллектива», «Что такое сотрудничество?»; «Уважение? Терпимость? Бесконфликтность?»; «Встреча с ветеранами войны»; классные праздники «День рождения одноклассника»;; фотоконкурс «Мы все такие разные»; акция–озеленение школьного двора |
5. |
Спортивный
|
Малые олимпийские игры «Я, ты, он, она»; Дни здоровья; весёлые старты «Папа, мама, я…». |
Программа «Воспитание культуры толерантности учащихся» помогает педагогу научить детей следующему:
1. Считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.
2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.
3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.
4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.
5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.
6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.
7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.
8. Ценить свою и чужую жизнь.
9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.
10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.